родителям
Детский рисунок
КАК НЕ ПРОПУСТИТЬ ГЛАВНОЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА?
КАК НЕ РАЗРУШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С НИМ?
КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ, НЕ ПОДАВЛЯЯ, НЕ ПОДЧИНЯЯ СЕБЕ РЕБЕНКА И НЕ ПРИНОСЯ СЕБЯ ЕМУ В ЖЕРТВУ?
Вопросы эти приходят чаще всего в голову только тогда, когда что-то упущено, что-то не сложилось или разладилось.
Есть вещи, которые могут послужить сигналом тревоги для родителей, но позволяют обойтись без лобового вопроса «Что с тобой происходит?». Это результаты изобразительной деятельности, или проще говоря, детские рисунки.
ЛЮБОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, СОЗДАННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РУКОЙ, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ОТРАЖАЕТ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, СОСТОЯНИЕ ИЛИ НАСТРОЕНИЕ, ФИКСИРОВАННУЮ ИДЕЮ ИЛИ БОЛЬ, СТРАХ ИЛИ ОЖИДАНИЕ.
Любой рисунок- психологический портрет автора, даже если нарисован цветок, дом или машина. Ни профессиональный навык, ни возраст не сотрут психологической индивидуальности автора. Один и тот же дом разные дети нарисуют по-разному, каждый по-своему, каждый добавит что-то от себя. В одном и том же пейзаже каждый ребенок и взрослый видит свое.
Присмотритесь, что предпочитает рисовать ваш ребенок. Это не обязательно специально созданный рисунок. Это могут быть раскраски малыша-дошкольника, которые он перерисовывает по-своему. Это могут быть отдельные изображения на полях тетрадей и учебников школьника. Это могут быть узоры и разводы, которые рисует подросток, разговаривая по телефону.
НАСТОРОЖИТЕСЬ, ЕСЛИ:
один и тот же сюжет повторяется в рисунках вашего ребенка дольше, чем полгода
в рисунках постоянно (чаще, чем через один рисунок) повторяются одни и те же сильно заштрихованные детали
рисунок часто порван от сильного нажима на карандаш или фломастер (при условии, что бумага нормальной плотности)
ребенок любого возраста «встраивает» в живое существо неживые предметы
изображение человека перегружено продольными или поперечными линиями, изображающими детали одежды, украшения и т.д.
ребенок дошкольного возраста перегружает изображения мелкими деталями
ребенок старше пяти лет постоянно пропускает в рисунках одни и те же детали (глаза, уши, нос, шею, рот, пальцы у человека, окна или двери у дома, сердцевину у цветка)
ребенок старше пяти лет рисует «пустые» глаза или обозначает их точками
ребенок старше семи лет рисует необычное количество пальцев
ребенок старше восьми лет рисует человека с явными нарушениями пропорций (при условии, что это не художественный прием, а обычный рисунок)
ребенок изображает глаза полностью заштрихованными кругами
среди изображаемых животных большинство- с клыками, зубами, шипами, рогами, когтями
подросток часто изображает нецелое человеческое тело, сцены убийства, кроме войны
НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, ЕСЛИ:
ребенок пяти –шести лет рисует гениталии: ажиотаж по этому в этом возрасте безопасен, так как представляет собой простое проявление любопытства по любому поводу вообще и по этому в частности; гораздо опаснее, если ажиотажный интерес к этой теме возникает впервые в подростковом возрасте (подросток должен иметь определенный «жизненный опыт», лучше если он будет вполне невинный)
мальчик 6-7 лет часто рисует скелеты драконов, пауков, змей, разное оружие в том числе- холодное: это своеобразная возрастная прививка «страшного», дающая возможность взрослому человеку в экстремальных
девочка 6-8 лет увлекается свадебными сюжетами, принцессами, розочками и бантиками: предварительное испытание мечтой («Это всегда со мной и никуда не денется»), романтическая проба хозяйки дома
ребенок 6-8 лет пытается рисовать свои представления о смерти: необходимые каждому человеку попытки разрешить неразрешимый для живого вопрос: «Что будет, когда меня не станет?» и выработка психологической устойчивости в ситуациях смерти близких
школьник часто рисует бои, турниры. Драки, скандалы, войны ситуации противостояния. Противодействия, конкуренции: прекрасная замена всему этому в реальной жизни- то, что не решается сделать на самом деле, проигрывает, проживает в рисунке, «сбрасывает напряжение», негативные эмоции в изображении
ребенок среднего и старшего школьного возраста рисует сказочные сюжеты: в детстве не доиграл какие-то социальные роди, попытка компенсировать то что не получил в детстве.
Хотелось бы еще остановиться на использовании цвета в детском рисунке. Цвет в детском рисунке несет особую эмоциональную нагрузку. Интерпретировать рисунок в конечном итоге должен специалист, но наблюдения родителей будут более осмысленными и более осознанными, если родители владеют хотя бы элементарными представлениями о значении того или иного цвета.
Преобладающий цвет |
Психологическое ощущение, которое отражает преобладание данного цвета |
Черный |
Враждебность окружающего мира, тяжелые переживания отсутствие поддержки, безнадежность |
Красный |
Привычное эмоциональное напряжение. раздражение |
Оранжевый |
Повышенный интерес к жизни, поиск ярких впечатлений |
Ярко-желтый |
Ощущение психологического комфорта |
Светло-желтый |
Приятное легкое состояние |
Зеленый яркий (изумрудный, травяной) |
Ощущение надежности и спокойствия |
Светло-зеленый (салатовый) |
Ощущение надежности, принятия |
Синий |
Спокойная, деловая активность |
Голубой и бирюзовый |
Состояние безмятежности |
Коричневый |
Ощущение надежности и защищенности, но без эмоционального тепла |
Серый |
Состояние смутной тревоги, неясного давления |
Бордовый |
Состояние близкое к стрессу |
Малиновый |
Ощущение навязчивой заботы |
Розовый |
Состояние нежности, сентиментальные настроения |
Фиолетовый |
Ощущение психологической дистанции |
Сиреневый |
Отстраненность |
Накапливая наблюдения, нужно иметь в виду следующее:
1. Закономерность можно увидеть только в серии рисунков на в коем случае нельзя делать выводы по 1-2 рисункам.
2. С четырех лет в детском рисунке преобладающий цвет может быть и функциональным то есть его доминирование оправдано: море и небо рисуются синими земля и крыши домов- черными, такими, какие они есть на самом деле. А вот, если ребенок предпочитает рисовать только те объекты, которые можно рисовать черным или его привлекают только красные предметы, желательно проконсультироваться у специалиста, возможно, потребуется диагностика.