родителям » ГККП "Ясли сад №141"
Алматы қаласы білім басқармасының
"№141 бөбекжай-балабақшасы"
коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны
Меңгеруші телефоны:
+7(727) 397-89-38
Әдіскер телефоны:
+7(727) 397-89-38
Нашар көрушілер
нұсқасы
15
сентябрь
2016

родителям

                              Детский рисунок

 

КАК НЕ ПРОПУСТИТЬ ГЛАВНОЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА?

КАК НЕ РАЗРУШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С НИМ?

КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ, НЕ ПОДАВЛЯЯ, НЕ ПОДЧИНЯЯ СЕБЕ РЕБЕНКА И НЕ ПРИНОСЯ СЕБЯ ЕМУ В ЖЕРТВУ?

 Вопросы эти приходят чаще всего в голову только тогда, когда что-то упущено, что-то не сложилось или разладилось.

 Есть вещи, которые могут послужить сигналом тревоги для родителей, но позволяют обойтись без лобового вопроса «Что с тобой происходит?». Это результаты изобразительной деятельности, или проще говоря, детские рисунки.

 ЛЮБОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, СОЗДАННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РУКОЙ, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ОТРАЖАЕТ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, СОСТОЯНИЕ ИЛИ НАСТРОЕНИЕ, ФИКСИРОВАННУЮ ИДЕЮ ИЛИ БОЛЬ, СТРАХ ИЛИ ОЖИДАНИЕ.

 Любой рисунок- психологический портрет автора, даже если нарисован цветок, дом или машина. Ни профессиональный навык, ни возраст не сотрут психологической индивидуальности автора. Один и тот же дом разные дети нарисуют по-разному, каждый по-своему, каждый добавит что-то от себя. В одном и том же пейзаже каждый ребенок и взрослый видит свое.

 Присмотритесь, что предпочитает рисовать ваш ребенок. Это не обязательно специально созданный рисунок. Это могут быть раскраски малыша-дошкольника, которые он перерисовывает по-своему.  Это могут быть отдельные изображения на полях тетрадей и учебников школьника. Это могут быть узоры  и разводы, которые рисует подросток, разговаривая по телефону.

 НАСТОРОЖИТЕСЬ, ЕСЛИ:

      один и тот же сюжет повторяется в рисунках вашего ребенка дольше, чем полгода

     в рисунках постоянно (чаще, чем через один рисунок) повторяются одни и те же сильно заштрихованные детали

    рисунок часто порван от сильного нажима на карандаш или фломастер (при условии, что бумага нормальной плотности)

     ребенок любого возраста «встраивает» в живое существо неживые предметы

  изображение человека перегружено продольными или поперечными линиями, изображающими детали одежды, украшения и т.д.

     ребенок дошкольного возраста перегружает изображения мелкими деталями

     ребенок старше пяти лет постоянно пропускает в рисунках одни и те же детали (глаза, уши, нос, шею, рот, пальцы у человека, окна или двери у дома, сердцевину у цветка)

     ребенок старше пяти лет рисует «пустые» глаза или обозначает их точками

     ребенок старше семи лет рисует необычное количество пальцев

   ребенок старше восьми лет рисует человека с явными нарушениями пропорций (при условии, что это не художественный прием, а обычный рисунок)

     ребенок изображает глаза полностью заштрихованными кругами

    среди изображаемых животных большинство- с клыками, зубами, шипами, рогами, когтями

     подросток часто изображает нецелое человеческое тело, сцены убийства, кроме войны

НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, ЕСЛИ:

   ребенок пяти –шести лет рисует гениталии: ажиотаж по этому в этом возрасте безопасен, так как представляет собой простое проявление любопытства по любому поводу вообще и по этому в частности; гораздо опаснее, если ажиотажный интерес к этой теме возникает впервые в подростковом возрасте (подросток должен иметь определенный «жизненный опыт», лучше если он будет вполне невинный)

   мальчик 6-7 лет часто рисует скелеты драконов, пауков, змей, разное оружие в том числе- холодное: это своеобразная возрастная прививка «страшного», дающая возможность взрослому человеку в экстремальных 

   девочка 6-8 лет увлекается свадебными сюжетами, принцессами, розочками и бантиками: предварительное испытание мечтой («Это всегда  со мной и никуда не денется»), романтическая проба хозяйки дома

    ребенок 6-8 лет пытается рисовать свои представления о смерти: необходимые каждому человеку попытки разрешить неразрешимый для живого вопрос: «Что будет, когда меня не станет?» и выработка психологической устойчивости в ситуациях смерти близких

    школьник часто рисует бои, турниры. Драки, скандалы, войны ситуации противостояния. Противодействия, конкуренции: прекрасная замена всему этому в реальной жизни- то, что не решается сделать на самом деле, проигрывает, проживает в рисунке, «сбрасывает напряжение», негативные эмоции в изображении

   ребенок среднего и старшего школьного возраста рисует сказочные сюжеты: в детстве не доиграл какие-то социальные роди, попытка компенсировать то что не получил в детстве.

Хотелось бы еще остановиться на использовании цвета в детском рисунке. Цвет в детском рисунке несет особую эмоциональную нагрузку. Интерпретировать рисунок в конечном итоге должен специалист, но наблюдения родителей будут более осмысленными и более осознанными, если родители владеют хотя бы элементарными представлениями о значении того или иного цвета.

 

Преобладающий цвет

Психологическое ощущение, которое отражает преобладание данного цвета

Черный

Враждебность окружающего мира, тяжелые переживания отсутствие поддержки, безнадежность

Красный

Привычное эмоциональное напряжение. раздражение

Оранжевый

Повышенный интерес к жизни, поиск ярких впечатлений

Ярко-желтый

Ощущение психологического комфорта

Светло-желтый

Приятное легкое состояние

Зеленый яркий (изумрудный, травяной)

Ощущение надежности и спокойствия

Светло-зеленый (салатовый)

Ощущение надежности, принятия

Синий

Спокойная, деловая активность

Голубой и бирюзовый

Состояние безмятежности

Коричневый

Ощущение надежности и защищенности, но без эмоционального тепла

Серый

Состояние смутной тревоги, неясного давления

Бордовый

Состояние близкое к стрессу

Малиновый

Ощущение навязчивой заботы

Розовый

Состояние нежности, сентиментальные настроения

Фиолетовый

Ощущение психологической дистанции

Сиреневый

Отстраненность

 

Накапливая наблюдения, нужно иметь в виду следующее:

    1. Закономерность можно увидеть только в серии рисунков на в коем случае нельзя делать выводы по 1-2 рисункам.

   2. С четырех лет в детском рисунке преобладающий цвет может быть и функциональным то есть его доминирование оправдано: море и небо рисуются синими земля и крыши домов- черными, такими, какие они есть на самом деле. А вот, если ребенок предпочитает рисовать только те объекты, которые можно рисовать черным или его привлекают только красные предметы, желательно проконсультироваться у специалиста, возможно, потребуется диагностика.